ссылка на статью
Автор: Анна Гранатова
Ну вот, Дмитрий, и прошло полгода, даже больше с того момента, как наши с тобой книги, как говорят в таких случаях, поимели хождение. Моя - о Ельцине и его клане, твоя - о современной столице и ее оппозиционных обитателях. Сейчас, в период тотального отдыха и расслабона, как ты оцениваешь пройденный этап, каковы были отклики и что собираешься делать далее?
- Прежде всего, а ла верды сообщу и о том, что «Клан Ельциных», насколько я в курсе, идет нарасхват у «Алгоритма» - на их стенде на ВДНХ ее, лежащую рядом с книгами Делягина, Кара-Мурзы и Шаргунова, буквально сметали. Думаю, и сотрудники издательства не приукрасили ситуацию, сообщив, что уже второй тираж отпечатан, ведь ты чуть ли не стала весьма нежеланным для "семьи" неформальным биографом Ельцина?..
Не отвечай вопросом на вопрос! Это всё я знаю, Дмитрий, ты лучше о «Поэме столицы» и проектах поэта столицы в новом году мне расскажи!
- Знаешь, зачастую автор не является самым осведомленным лицом в отношении хода продаж его книги. Точно могу сказать, что кое-где она еще в наличии - например, в магазине «Москва», где я недавно покупал новогодние книжные подарки. Что же касается отзывов, то Владимир Ерофеев недавно на радио «Свобода» вспоминал «Поэму столицы» как пример новой литературы - не высказывая при этом (что для него вполне естественно) одобрения революционной начинке романа. Быть может, уже не на радио мы продолжим наши диалоги, начатые в летнем эфире. Тем более, что времена меняются быстро именно в сторону актуализации революционной тематики. Кто знает, быть может «наш Генри Миллер» захочет разъяснить кое-какие не только эстетические моменты романа, которые, кстати, местами весьма перекликаются откровенностями с его «Русской красавицей», например.
А что это за история про спор с Прилепиным, в котором Шаргунов вас растаскивал? Мне, например, было неприятно узнать, что среди немногих новых реалистов могут быть какие-то раздоры. Кстати, то же самое было слышно в левых рассылках и ЖЖ, где спор имел место, как я поняла.
- Я как раз поместил затрагивающий и этот эпизод разговор мой с Шаргуновым в свой рассказ с рабочим названием «Неугасимый маяк девяностых», где большая часть действия протекает в кафе, из которого окрест по Москве растекаются воспоминания о девяностых. Это не спор в прямом смысле. Это просто моя реплика была, весьма, правда, эмоциональная. Мой друг и товарищ по рок-коммуне (кстати, поэт) Кольчугин восторженно процитировал в своем живом журнале из интервью Прилепина фразу о том, что писателя делают не коньячные пати с сильными мира сего, а его труд и... смирение. Меня это слово вскоробило - вот и весь спор. Странновато и тревожно слышать из уст представителя революционно настроенного (и так себя позиционирующего) поколения призывы к смирению. Насчет труда согласен стопроцентно, семь лет писания и собирания «Поэмы столицы» не дадут соврать... Но причем тут смирение? Борьба, непримиримость, несогласие, а вовсе не жеванные крестики могут привести наше поколение к победе революции! Впрочем, Захар как семьянин и отец, быть может, имел в виду что-то иное. Однако писатель должен хорошо выбирать слова не только в текстах, но и в речи устной.
В чем же состояла секундантская роль Шаргунова?
- Он молодец, ибо вовремя остановил мои эмоции, пришпоривавшие реплики. Да и недуэльная была ситуация. Вот в программе Соловьева «К барьеру» Сергей действительно выступил хорошо как секундант на стороне Прилепина, сминающего С.Минаева со всеми его телками. Здесь ситуация была ясна еще до диалога, спорил гламур с восстанием (пусть и вне марксистского дискурса трактует его Прилепин). Понятно, что здесь уже не до придирок к словам с флангов. Весьма немногочисленным новым реалистам, к которым при религиозности «астрального тела» относится и Прилепин, нужно держаться вместе - вот я слышал, что недавно Роман Сенчин этаким одиноким волчком подрался с какими-то ветеранами-писателями, это меня сильно насторожило. Для Буковски или Лимонова это было бы нормально, но Сенчин телосложения несколько иного. И бережнее нужно относиться к себе как к голосам поколения, в конце концов - вырванный седой клок почвенника вряд ли стоит сотрясения молодого мозга реалиста.
Писательский мир, оказывается, живет широко и даже дебоширит как в былые времена! Теперь в этой связи задам вопрос провокационный: что ты делал на вечере Проханова в ЦДЛ, посвященном «ХАМАС»? Ты там пел, говорят, а после этого чуть не подрался с поэтом Максимилианом Пожарским? Ведь для тебя как для левого это минимум странно - поддерживать какой-либо религиозный экстремизм. Ты там под какими-то хоругвеносцами засветился на фото, опубликованном в «Завтра»?
- Как раз именно левизна меня туда привела, ведь для марксиста понятие национально-освободительной борьбы, при должном ее содержании, вовсе не звук пустой. К тому же я встретил там и коллегу-левофронтовика Гейдара Джемаля, так что чувствовал надежные тылы. Никто не знал, что этот поэтический вечер окажется буревестником накануне эскалации конфликта в Газе. Но тем правильнее было спеть во временном уюте зала ЦДЛ по-русски то, что сейчас переживается в руинах Газы по-арабски. Ведь нет Тимура Муцураева в рядах огненного сопротивления, помирился он с Кадыровым - что ж, вот я и положил на аккорды акустической гитары переведенные замечательным поэтом Евгением Нефедовым стихи поэтов-моджахедов... Весь мир протестует по поводу жестокости израильских вояк, а коммунисты (Греции, самого Израиля) - в первых рядах протестующих. Так что свое выступление на том вечере считаю верным и своевременным.
И все же не уходи от темы, писатель. Твоя музыкальная ипостась в «Эшелоне» известна, о ней поговорим позже, мне же куда интереснее то, что ты пишешь сейчас. Какими книжными замыслами, а лучше уж реализациями этих замыслов порадуешь?
- Замыслов много, и это поначалу даже пугает, в условиях кризиса-то. Сейчас лежит в весьма тебе известном издательстве книга-сборник моих статей, что публиковались в период с 2005-го по 2008-й год на разных левых сайтах, включая нынешних антагонистов - ФОРУМ.мск и КПРФ.ру. Время от времени нужно делать «скриншот» на бумагу - ведь далеко не все сидят у компьютеров настолько долго, чтобы вычитывать там зачастую сугубо литературные изыски моих статей. А ведь среди них были целые серии, как, например, ННП - там были герои Путятишна и Медвежонок, которому я предрек президентство ровно за год до престолонаследия. Там и зарубежные мои антиглобалистские репортажи, и критика московского новостроя - в общем, это совершенно иной жанр, нежели «Поэма столицы», это дайджест, публицистический фейерверк. Однако отважится ли издательство начать такое празднество? Впрочем, можно пойти и к питерским конкурентам, это наследие «демократии» в период кризиса наименее печалит. Кстати, там уже, сформированная моим ленинградским коллегой писателем Борисовым, лежит и ожидает издания книга о Егоре Летове - это сборник статей, эссе, художественных зарисовок о нем и «Гражданской Обороне». Предполагалась книга «на троих» - три взгляда на феномен Егора Летова и ГО, из Питера, Москвы и Киева, соответственно - Борисов, я и Манчук. Но товарищ Манчук пока маловато дал текстов.
Знаешь, хоть ты и известен пока что более как публицист, мне интереснее всегда были твои художественные тексты. Что с «Поэмой столицы» - пишешь ли обещанное во второй ее части продолжение? И кроме «Поэмы» что пишешь - про Прилепина и Шаргунова «Маяк девяностых» только?
- Да, для третьей части «Поэмы столицы» написаны некоторые сочленябельные фрагменты. Есть и недавняя любовная история «Наташа», очень логично продолжающая разглядывание с неожиданных точек зрения нынешней Москвы и внутреннего мира ее обитателей, созревавших и живших безоглядно в девяностые годы. Но от завершения эта часть «Поэмы» сильно далека пока - надеюсь, она застанет и важные политические события, чтобы следовать концепции политэротического романа. Зато есть повесть и к ней два рассказа-расшифровщика (именного), которые могли бы красиво объединиться в книге значительно меньшего формата, нежели «Поэма столицы». Повесть и рассказы - в каком-то смысле квинтэссенция того, что шокировало или наоборот, привлекало многих в «Поэме столицы», я имею в виду радикальный реализм взаимоотношений, эротический драйв.
Ты не боишься переборщить в этой неблагодарной теме и выпасть из обоймы содержательных реалистов, оказаться рядом с минаевскими телками? Я слышала и даже читала у тебя в ЖЖ женские возмущения по поводу «засветок» во второй части «Поэмы столицы». Какая-то «комсомолка Катюша» там лютовала. Как товарищи по борьбе, твои политические соратники относятся к этим откровениям?
- Радикальный реализм не знает сословий, привилегий и не делает поблажек. Поэтому в тексте «Поэмы» герои, известные в оппозиции, предстают без привычных покровов, что не делает их при этом хуже или лучше. Причем, даже безымянно упомянутые зачастую обижаются - так пронимает. Хотя наблюдательские заслуги тут не всегда мои, а чаще - левацкого фольклора. Но не думаю, что тема секс-откровенности, если она не носит одностороннего окраса, так уж неблагодарна в актуальной литературе, как ты говоришь, Анна. Мы, пишущее поколение миллениума, хотим или не хотим, но выражаем определенную текстовую и мировоззренческую тенденцию в поисках искренности и откровенности. А поскольку «недотрах» в отечественной литературе второй половины минувшего века (за исключением единиц вроде Лимонова) создал определенный вакуум, теперь пустота стремительно заполняется. Процесс стихийный, понятно, что тут количество не всегда сопровождается качеством, но и у Шаргунова, и у Прилепина данная тема - обязательна, это своеобразная квалификация, как в спорте. Пройдя ее, писатель получает право посозерцать прочую современность и пофилософствовать вволю. И это, кстати, проверка реалистичности. Тут сразу отсекается скоморошье поколение постмодернистов - Пелевин с Сорокиным, просто не ставящие перед собой реалистической творческой задачи. У них какие-то клоны и клоуны-опричники вступают в нетрадиционные связи. Это только потеха. А остальные - молодцами. Я уж не говорю про Ирину Денежкину и Анну Козлову.
Так какие рассказы ты планируешь опубликовать в ближайшее время, и что еще происходит в твоей творческой лаборатории?
- Не знаю пока точно (одно уже получило гвоздевой текст, но молчит), в каком издательстве - поскольку кризис всех причесал и возможности поубавил - но в первую очередь «феминную» книгу очень хочу издать. Все, кто жаловался на тяжесть и объемность «Поэмы столицы» получили бы не то чтоб покетбук, но книгу «транспортного» и транспортабельного формата. В левом движении ведь не только пикеты, баррикады, задержания, легаря Че Гевары - у нас и баррикадная любовь, по месту политической деятельности или же отдыха от нее... Сборник этих рассказов я вижу как своеобразный групповой портрет восстающего поколения - портрет, написанный не просто слева, а еще и одеждлесс, говоря языком немилого тебе гламурописца. Там будет и читанный два года назад в Зверев-центре рассказ «блОндушка», и многое новое, переросшее в повесть. Причем, все рассказы объединены героями, жизненными ситуациями и психологическими доминантами. А в повести есть даже некоторое моралитэ в плане секс-футуризма. Я нахожу глубочайший психологизм в теме, которую ты назвала «засветкой». Кстати, довольно точно - реалист ведь всегда фотограф. Но важно и не пересветить, тут ты права.
А что поделывает «Эшелон» и ты сам в плане песенном?
- Все же к концу года мы доделали сайт «Эшелона» и, по крайней мере, обзавелись обратной связью с нашими слушателями, которые проживают не только в РФ, как выяснилось, даже в Польше. Мы планируем в наступившем году выпуск полуакустического альбома, для которого уже немало записали, но работа продолжается. Здесь в первую очередь будут новые песни Ивана Баранова, его же песни на слова Маяковского, Хикмета, Блока, Мандельштама, Добронравова. Возможно, в феврале пройдет концерт памяти Егора Летова, его планирует Сергей Удальцов, рок-коммуна получила бы хорошую возможность выбраться из зимней спячки. Впрочем, ни «Анклав», ни «Разнузданные Волей» не дремлют - первые выступят 24 января в клубе на Таганке, вторые готовят презентацию большущего альбома. Что же касается моего отдельного песенного творчества, то по все той же «зеленой» линии меня попросили набрать побольше песен для акустического альбома - сюда я планирую и ряд неизданных вещей «Отхода» включить, и «Мировую революцию», которую пока не спел Иван Баранов, и новое, совсем новое. С этим всем скоро - в студию, но будут и параллельные публичные выступления.
Что ж, пожелаю тебе, Дмитрий, реализации всего этого громадья планов и в заключение задам в плане риторического и ознакомительного вопрос - знаешь ли ты о своем последователе из далекого города Микунь, что рядом с Сыктывкаром? Вот какое сумбурное в Сети я нашла стихотворение некоего Андрея Фетисова:
кирпичом бумажным
поэма столицы
вошла в этот мрак
умирающий город
бездомных собак
безликих людей
подарок однопартийца
на улице холод
метель
проникающий ветер
в лицо
поэма столицы
в Микунь
в Микунь
убей подлецов
черный автограф
от Дмитрия Черного
словно декрет СНК
кирпич из бумаги
Новой культуры
вошел в этот город
снегА завывают
хоронят мой город
во двор захожу
в домах света нет
без ламп фонарей
принимает
кирпичик бумажный
город потерянных лет
город заснувший
кирпичик бумажный
сжимаю в руке
как гранату
как штык
иду торопясь
по сугробам барханам
мгновением ветер
затих
он понял
историю вспять невозможно
пустить
поэма столицы сегодня
поэма восстания завтра
поэма голодных
как телеграмма
придет в жизнь любого
кто будет здесь жить
поэма окраины
желез-дорожной
настанет и время тебе
поэма окраины Микунь
как дочка
поэмы столичной
горит вдалеке
7.01.2009